07.02.2020
Breaking News

Особенности становления слуха у детей в раннем возрасте

Особенности становления слуха у детей в раннем возрасте

Окружающий мир невозможно понять в полной мере, если не услышать его. Детям в осознании действительности поможет погружение в прекрасный мир звуков. Это не только украсит восприятие новыми красками, но и сделает мироощущение более богатым, что позитивно повлияет на общее развитие ребенка. Если для него разом смолкнут все звуки, то невозможным станет, скажем, развитие речи.

Разновидности звуковых воздействий

Специалисты говорят о том, что мыслительные процессы в развивающемся головном мозге малыша происходят активнее, если есть так называемые наружные раздражители. Среди наиболее эффективных раздражителей в раннем возрасте — как раз звуки, каждый из которых мозг воспринимает как импульс для развития.

Впрочем, далеко не все звуковые воздействия одинаково полезны. Психологи уже давно составили своеобразный рейтинг звуков, которые оказывают наиболее позитивное влияние на маленьких детей. В первую очередь это, конечно же, голоса мамы и папы, а также других родственников, которые часто общаются с малышом.

На втором месте идет музыка. Это должна быть классика или легкие мелодичные песни. Конечно, крутить их у колыбельки младенца круглые сутки не стоит, но и полной тишины тоже не должно быть — так эффективного развития слухового восприятия достичь не удастся.

Развитие неречевого слуха в раннем возрасте

Родителям не следует рассчитывать на то, что дети, мол, сами все услышат и правильно сориентируются в мире звуков. На самом деле в этом направлении им предстоит большая работа. Слуховое восприятие ребенка следует развивать точно так же, как и любые другие полезные навыки.

И, прежде всего, надо помнить о том, что звуковое развитие идет по двум направлениям. В первую очередь, это развитие неречевого (физического) слуха, и лишь затем — речевого (фонематического) слуха. Это две стороны одного процесса, и ранний возраст — это лучшее время, чтобы обратить внимание на обе грани.

Первоначально младенец воспринимает именно неречевые звуки. Но не стоит обрушивать на кроху сразу целый поток неизвестных ему звучаний. Для гармоничного развития ребенка лучше знакомить его с ними в определенной последовательности:

  • звуки неживой природы: дождь, шелест листьев, шум ветра и морского прибоя;
  • звучание живой природы: собачий лай, кошачье мяуканье и мурлыканье, птичьи трели, жужжание мухи и т. д.;
  • отзвуки движущегося транспорта: стук колес и гудок поезда, шум мотора и сигнал автомобиля;
  • звуки от действий различных предметов: тиканье часов, стук молотка, гудение пылесоса или стиральной машины, шуршание пластикового пакета и т. д.

Научить детей воспринимать эти звуки на слух не так уж сложно: это не требует от родителей больших усилий. К тому же малышам вообще нравится слушать все, что происходит вокруг. Совсем в раннем возрасте у них не так много иных связей с окружающим миром.

Звуки природы прекрасно активизируют слуховое восприятие младенца. Достаточно просто поднести ребенка к открытому окну, чтобы он услышал шелест листвы, стук капель по карнизу, пение птиц. При повторении указанных действий малыш быстро научится не только улавливать все эти звуки, но и различать их.

Способы развития слухового восприятия детей

Дети позитивно реагируют на многие звуки, так что родителям не придется предпринимать никаких сверхъестественных усилий, чтобы развить у них слуховое восприятие окружающего мира. Чтобы действовать максимально эффективно, маме и папе надо просто понаблюдать за поведением малютки.

Реакция новорожденного на различные звуки заметна практически сразу же. Мелодичная колыбельная песенка или просто ласковый мамин голос помогают ему расслабиться, успокоиться и быстро погрузиться в сон. А вот внезапный телефонный звонок или громкая ритмичная музыка вызовут другую реакцию — скорее всего, малыш вздрогнет, а затем обхватит себя руками. Так маленькие дети пытаются инстинктивно защититься в случае испуга. Это не является осмысленным действием — просто один из безусловных рефлексов.

С течением времени развитие ребенка идет своим чередом. Первым его осмысленным действием в слуховом восприятии становится умение найти источник звука. Оно проявляется примерно в трехмесячном возрасте и носит в психологии название «комплекс оживления». Младенец не просто реагирует на голос мамы, но и поворачивает на него головку, начиная улыбаться в сторону источника звука.

Чтобы закрепить этот навык, рекомендуется приобрести погремушку, у которой будет негромкий, но достаточно отчетливый и мелодичный звук. С ее помощью можно выполнить простое и эффективное в этом раннем возрасте упражнение. Достаточно время от времени потрясти такой погремушкой справа и слева от малыша, над его головкой или в ножках. При этом держите игрушку и воспроизводите с ее помощью звуки до тех пор, пока малыш не определит источник звука и не потянется к нему.

Когда он станет постарше, то для подобных упражнений можно использовать и другие предметы. Это может быть даже обычная жестяная банка, наполненная сухим горохом или фасолью. Подойдет любой предмет, при помощи которого можно сгенерировать интересный и характерный звук.

Когда дети отправляются на прогулку, обязательно обращайте их внимание на различные уличные звуки. Рассказывайте, что как звучит, предлагайте вспомнить, какие звуки малыш запомнил с прошлой прогулки. Это тренирует и память, и слуховое восприятие.