09.02.2020
Breaking News

Мы идем в детский сад: история детских садов в России

Мы идем в детский сад: история детских садов в России

Утренники по праздникам, тихий час и манная каша. У каждого из нас свои воспоминания о детском саду.

Кто-то до сих пор общается с первыми друзьями, кому-то недосуг вспоминать о «зайчиках и снежинках», но объединяет всех нас беззаботное «детсадовское» бытие.

Первые дошкольные учреждения появились за границей, но прижились и закрепились в нашей стране прочно.

Кто и когда озадачился идеей общественного воспитания дошколят в России, и как развивалась у нас система дошкольного образования, рассказываем на MedAboutMe в День здорового питания и отказа от излишеств в еде.

Институт для образования характера

Как вы думаете, кому впервые пришла в голову идея собрать в одном месте маленьких детей для обучения, воспитания и развития?

Мужчине. Философу и предпринимателю Роберту Оуэну.

Передовые идеи развития общества совладельца бумагопрядильной фабрики воплотились не только в мероприятиях по сокращению рабочего дня и запрету на труд детей до десяти лет.

Оуэн страстно желал сформировать новый тип людей, свободных от предрассудков и пороков, грамотных и творческих. Для этого английский реформатор создал в шотландском фабричном поселке Нью-Ланарк целый образовательный комплекс и назвал его «Новым институтом для образования характера».

Комплекс состоял из нескольких учреждений:

  • яслей для малышей от годика до трех лет;
  • дошкольного отделения для детей до пяти лет;
  • начальной школы для детей до десяти лет.

Институт мог принять одновременно до 300 детей, освободив тем самым матерей-работниц от забот о детях на время рабочего дня. Особо заботился Оуэн о том, чтобы дети с малых лет были ограждены от негативного влияния окружающих.

Главные качества для воспитателей Роберт Оуэн определил такие: любовь к детям, доброта и порядочность.

Современные родители, похоже, согласны в этом с английским философом, правда?

Сад для пробуждения души

Известное нынче всем название детского дошкольного учреждения придумал немецкий педагог-новатор Фридрих Вильгельм Август Фребель.

Идея изменить все в дошкольном детском заведении пришла Фребелю после изучения современной ему системы воспитания и образования детей в Германии. Она заключалась в том, что малыши, собранные в «школы», должны были часами сидеть молча, вывязывая чулки или изучая религиозные тексты.

Горячо любивший детей, Фридрих Фребель считал недопустимым подавлять естественный интерес детей к познанию окружающего мира и предлагал делать это с помощью игры, пения и развития творческих способностей под наблюдением образованных воспитателей.

Искренне считая детей нежными растениями, за которыми нужен тщательный и квалифицированный уход, Фребель назвал подобные учреждения «садом», где дети растут под наблюдением опытных «садовниц».

Педагог видел предназначение детского сада в «упражнении души, укреплении тела, развитии чувств и пробуждении рассудка при знакомстве с природой и другими людьми».

Несомненно, нынешним папам-мамам такой подход к воспитанию и образованию малышей тоже по душе.

Первая русская «садовница»

В Россию дошкольные заведения добрались в 60-е годы 19 века. Идею создания дошкольного учреждения для малышей привезла из поездки в Швейцарию чета Симоновичей.

Аделаида Симонович увлеклась новой теорией, прослушав курс лекций о работе детских садов Европы. На родину семейство вернулось с твердым намерением создать детсад в России. Однако, не смотря на передовые взгляды энтузиастов и учредителей, воодушевленных новаторскими идеями и желанием развивать дошколят, первые детсады не прижились.

Во-первых, они были платными, поэтому позволить себе определить ребенка в казенное учреждение могли немногие родители.

Во-вторых, среди критически настроенной общественности были и врачи, которые с сомнением отнеслись к идее сбора многих детей в одном месте, утверждая, что сад станет рассадником болезней.

Даже знаменитый хирург, общественный деятель и педагог Николай Иванович Пирогов с недоверием отнесся к идее создания детских садов. Он сомневался, что «чрезмерной регламентацией коллективных забав» воспитатели сделают детей несвободными.

Попытки открыть дошкольные заведения в Москве, Петербурге, Тбилиси и других крупных городах не увенчались успехом из-за недостаточного финансирования, сопротивления общественности и заявлений врачей, что дети становятся слишком нервными из-за постоянных игр, пения и развивающих занятий.

Дети из дворницкой

Однако идея не забылась, а была подхвачена фребелевскими российскими обществами. Энтузиасты упорно продолжали внедрять теория дошкольного воспитания.

С помощью благотворительного общества в Петербурге в 1866 году открылся детский сад для малообеспеченных семей. Принимали в него детей работниц северной столицы.

В тот же год с помощью Общества попечения бедных открывается еще один садик, где оплату за пребывание ребенка не требовали.

Следуя принципам Фридриха Фребеля, воспитательницы обучали малышей рисованию, играм, пению и рассказывали детям о явлениях природы.

А. Симонович, издававшая журнал о дошкольном воспитании и развитии детей, писала, что дети, «живущие в чуланах и дворницких», получили наконец-то возможность проводить время в больших чистых комнатах и развиваться правильно под присмотром образованных наставниц. В издании журнала о дошкольном воспитании принимал участие известный педагог Константин Ушинский.

Долой домашнее «рабство»

Ситуация изменилась кардинально в 1917 году. Новая власть провозглашает, что любому ребенку дошкольного возраста, согласно «Декларации по дошкольному воспитанию», гарантировано бесплатное посещение дошкольных учреждений. К зиме того же года в Советской России уже открылись почти 300 детсадов.

Выполняя заветы великих педагогов и философов, воспитатели в детских садах серьезно занимались игрой, развивая способности детей.

Популярными стали ведомственные детские сады, рассчитанные на прием детей работников определенного предприятия.

Эти сады выполняли важную задачу государства — освободить женщину от домашнего «рабства», чтобы она могла активно участвовать в общественной жизни и работать полный рабочий день.

В современной России деятельность детских садов лицензируется Министерством образования. Постепенно вводится новый Федеральный государственный стандарт дошкольного образования.

Основное внимание уделяется работе по раскрытию способностей ребенка, познанию окружающего мира и помощи родителям в воспитании счастливого и способного ребенка.

Система, когда дети просто получали сухую и не интересную информацию в детском саду, стала не актуальной.

Ребенок должен почувствовать себя первооткрывателем и исследователем. Игре отводится ключевое место.

Задача воспитателя — пробудить в ребенке активность, любознательность, общительность.

Все дети разные. У каждого ребенка свой темп развития, характер и темперамент. Педагогам необходимо учитывать это для того, чтобы правильно и умело выстроить образовательный процесс.

ФГОС привнес изменения и в отношения с родителями. Родителям отводится активная роль в образовательном процессе.

Модернизация деятельности дошкольных учреждений по принципу развивающего образования проходит успешно.

Задуманное в теории, воплощается педагогами детских садов в реальную жизнь.